На двухчасовой встрече с Александром Дунюшиным – специалистом из Санкт-Петербурга, президентом общественной организации «Официальное некурящее общество» и создателем проекта «Фандрайзинг Фонд» – всем участникам предоставилась возможность не только получить теоретические знания в сфере социального проектирования, но и получить важные советы, касающиеся собственных инициатив в этой области. Лектор представил общественным деятелям и добровольцам шесть этапов социального проектирования.

Первое и самое главное в социальном проекте — это постановка проблемы. Сам же социальный проект, по сути, и будет являться её решением. От того, насколько грамотно выделена проблема, насколько четко она сформулирована, и зависит будущее проекта. По словам Александра, «Правильно сформулированная проблема — уже часть ее решения».

Вторым этапом является определение целевой аудитории. После проработки этого этапа каждый автор проекта должен чётко ответить на три вопроса:
1. Кто моя аудитория?
Сюда входят все возможные вариации социально-демографических характеристик: пол, возраст, род деятельности, увлечения, интересы и др.
2. Где моя целевая аудитория?
Ответом на этот вопрос будет перечисление площадок, через которые к вашей целевой группе станет поступать информация: Интернет (сообщества в социальных сетях, каналы на Youtube и т.п), телевидение, радио и др.
3. Для чего моей целевой аудитории данный проект?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться к поставленной проблеме проекта. Действительно ли она актуальна именно для этой группы людей?

На третьем этапе следует определить методы достижения результата социального проекта. Именно в это время разрабатываются план, схема выполнения этапов, задачи, рассчитываются ресурсы: финансы, время, люди. Однако самым главным на данном этапе является формулировка «оффера».

«Оффер» — предложение, уникальное решение социальной проблемы. 

Только благодаря креативному, интересному, необычному, новому подходу, проект заметят и потенциальные инвесторы, и неравнодушные активисты. Например, в рамках проекта Александра «Спорт Градъ» оффером являлся обмен курения на бесплатное посещение спортзала. Помощью по борьбе с вредной привычкой стала возможность для каждого участника проекта посещать спортзал два раза в неделю (в обмен на полный отказ от сигарет).

Следующий, четвертый этап, связан с взаимодействием. Для успешной реализации проекта нужно наладить контакты со следующими структурами:
— авторами других проектов со схожей тематикой;
— бизнесом (и здесь уместно упомянуть такую форму взаимодействия, как фандрайзинг — привлечение ресурсов и инвестиций для реализации социальных инициатив, а также краудфандинг — добровольный взнос неравнодушных людей на реализацию проекта);
— СМИ;
— властью.

Пятый этап — постановка задач проекта. На этом этапе распределяются роли с соавторами, прописываются сроки реализации каждого этапа, учитываются статистические данные по проблеме, прописываются задачи, которые должен решить проект. Важно обозначать задачи в «численном виде». Например, снизить количество курящих людей на 5%. Это значительно упростит вам реализацию следующего этапа — определения результатов.

Этап определения эффективности проекта позволяет соотнести желаемые задачи, которые были поставлены до проведения проекта, с тем результатом, который был получен. Если задачи выполняются, проект работает и нравится целевой аудитории, то можно продолжать в том же духе. Если есть отставание, недобор процентов, реакции от общественности, то нужно внести корректировки в проект. В этом поможет такой инструмент, как фокус-группа. Благодаря ей можно узнать, что с большой долей вероятности конкретно не устраивает целевую аудиторию, верно ли выбран тот или иной канал передачи информации.

Текст: Лада Кравченко,
корреспондент студенческого медиацентра ПсковГУ.

Фото: Валерия Иванова,
фотокорреспондент студенческого медиацентра ПсковГУ.